Новость дня
top Русский English

 
23.03.07
Открытие курсов повышения квалификации для работников школ "Здоровье школьников в условиях увеличивающейся учебной нагрузки" состоится 9 апреля 2007 года в г. Тольятти. Обучение будет проходить в течение пяти рабочих дней и завершится 13 апреля 2007 года.

Краткая аннотация проекта.

В результате введения новых образовательных технологий, интенсификации учебного процесса многократно возросла нагрузка как на учеников, так и на педагогов.

Таким образом, учебный процесс, связанный с перегрузками, нервными переживаниями, перенапряжением, дистрессовыми состояниями, является причиной возникновения таких неврозов, как фобия, истерия, депрессия. По мнению медиков, наиболее важные факторы, влияющие на здоровье школьников, - это повышение учебной нагрузки и увеличение потока информации. Именно по этим причинам, "Учебный Центр экологии и безопасности жизнедеятельности" разработал учебный курс для учителей под названием "Здоровье школьников в условиях увеличивающейся учебной нагрузки", который поможет школьным работникам (администрации, учителям, медикам и работникам столовых) скорректировать свою работу с детьми в соответствии с санитарными требованиями. Темы лекционно-семинарских занятий следующие:

  • "Экологический менеджмент в образовательном учреждении как средство образования"
  • "Праздники здоровья в эмоционально-игровой деятельности школьников"
  • "Формирование здоровых привычек средствами художественной литературы"
  • "Определение факторов, влияющих на на состояние здоровья школьников и разработка профилактических и оздоровительных мероприятий"

"Место диагностики в реализации валеологического подхода при организации образовательного процесса в массовой школе"

Общее количество учебных часов ( включая самостоятельные занятия по методическим пособиям, разработанным сотрудниками учебного центра) по программе курса - 72 академических часа. По окончании курса выдается удостоверение государственного образца.

Учебный план
курсов повышения квалификации педагогических работников ОУ г.Самары
"Здоровье школьников в условиях увеличивающейся учебной нагрузки"

Наименование разделов Всего часов по дисциплинеАудиторные занятия Форма контроля
1Экологический менеджмент в образовательном учреждении как средство образования156зачет
2Праздники здоровья в эмоционально-игровой деятельности школьников156зачет
3Формирование здоровых привычек средствами художественной литературы.156зачет
4Определение факторов, влияющих на на состояние здоровья школьников и разработка прфилактических и оздоровительных мероприятий156зачет
5Место диагностики в реализации валеологического подхода при организации образовательного процесса в массовой школе126зачет
 ИТОГО7230 

Тема 1. "Экологический менеджмент в образовательном учреждении как средство образования" предполагает работу с администрацией образовательного учреждения, медицинским персоналом, работниками столовой.

Тема 2. "Праздники здоровья в эмоционально-игровой деятельности школьников"

Данная тема включает следующие разделы: повышение медицинских знаний учителей, персонала школы; обучение учащихся сохранению здоровья (урочная, внеурочная формы); оздоровление детей в школе; работа с родителями; праздники здоровья.

Для ее реализации используются различные формы деятельности администрации школы, педагогического коллектива, учащихся. Одной из форм обучения школьников основам является подготовка и проведение дня, недели, месячника здоровья как видов эмоционально-игровой деятельности, которые способствуют закреплению урочного материала. Они повышают уровень знаний учащихся о том, как сохранить свое здоровье, формируют соответствующие навыки. В период подготовки к празднику выявляется, насколько эффективны другие (урочные, внеурочные) формы обучения укреплению здоровья и как высока степень усвоения материала. Совместные действия подсистем "учитель - ученик", "родитель - ученик", "ученик - ученик" раскрывают новые грани понимания того или иного вопроса. Все эти вопросы будут рассматриваться и обыгрываться практически на лекционно-семинарских занятиях курсов.

Тема 3. "Формирование здоровых привычек средствами художественной литературы"

Формирование здоровых привычек - сложнейшая педагогическая проблема. Санитарное просвещение в форме санитарной медицинской информации о вреде курения и алкоголя, их последствиях и т.д. выявило свою полную несостоятельность, неэффективность. Без активного участия школы в воспитании учащихся санитарное просвещение дает обратный результат.

Что должен знать учитель? Каким образом проводить гигиеническое обучение и воспитание (ГОВ)?

Формирование здоровых привычек базируется на сознательном самовоспитании учащимися полезных для здоровья стереотипов. Здоровье несовместимо с вредными привычками, разрушающими его, поэтому отказ от них - один из обязательных элементов здорового стиля жизни. К вредным привычкам относятся прежде всего, различного рода наркоманические пристрастия: наркомания, табакокурение, злоупотребление алкоголем, переедание ("пищемания"), половые излишества ("сексомания") и прочие виды поведения человека, в основе которых лежит состояние зависимости, т.е. привычка.С целью повышения эффективности ГОВ школьников разработана методика целенаправленного медицинского комментария художественных текстов. Создавая определенный эмоциональный и психологический настрой, активизируя мышление, сопереживание, художественная литература становится добрым помощником учителя в чрезвычайно сложной, но необходимой работе по ГОВ учащихся.

Работая с этим материалом, учитель может пополнить свои знания по пяти разделам : "Наркомания", "Употребление алкоголя", "Табакокурение", "Половое воспитание и профилактика венерических заболеваний", "Гигиена",- а потом предложить детям прочитать или прослушать отрывок из художественного произведения. При необходимости дополнительно приводятся другие отрывки на ту же тему, которые даны в данном разделе. Целенаправленная работа с художественными текстами может стать содержанием классного часа или проводиться в качестве внеклассного мероприятия.

Преподаватели Учебного Центра покажут на практическом занятии вариант такого мероприятия, чтобы слушатели курсов смогли увидеть в реальной обстановке действенность этой методики.

Тема 4. "Определение факторов, влияющих на на состояние здоровья школьников и разработка профилактических и оздоровительных мероприятий"

Тема этих занятий, на первый взгляд, достаточно банальна и проста. Все мы так или иначе осведомлены о тех мероприятиях, которые необходимо проводить, чтобы свести к минимуму действие факторов, разрушающих здоровье. Но очень часто такая работа ведется нерегулярно, от раза к разу. А между тем, отсутствие системы сводит к нулю все наши усилия по профилактике заболеваний школьников. Именно поэтому сотрудниками Центра разработана специальная программа, которая включает в себя целый ряд взаимодействующих между собой компонентов.

Первый компонент - это адаптация детей и подростков к окружающей среде.

Поступление ребёнка в школу, перевод из начальной школы в среднюю, из средней в выпускные классы являются переходными этапами в физическом, нравственном и психологическом отношении. Для облегчения адаптации школьников в эти сложные периоды программа "Здоровье..." предусматривает целый ряд мер, которые включают в себя анкетирование при поступлении в школу новых детей, мониторинг состояния их здоровья щадящий режим труда и физических нагрузок, рекомендации медиков и психологов, консультации родителей по организации оптимального домашнего режима. Данные мероприятия позволяют снять стрессовые состояния у школьников и облегчить период их адаптации

Второй компонент - двигательный: утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе, физкультурные паузы во время уроков, динамические перемены, проведение дней здоровья и других физкультурных праздников.

Третьим, важнейшим компонентом программы является гигиеническое воспитание детей и сотрудников школы, мотивирующее среду их поведения в области сохранения и укрепления как собственного здоровья, так и здоровья окружающих. Гигиеническое воспитание включает в себя и санитарно-просветительскую работу, например, регулярные беседы о профилактике различных заболеваний и здоровом образе жизни.

Тема 5. "Место диагностики в реализации валеологического подхода при организации образовательного процесса в массовой школе"

Образовательный процесс включает в себя целый комплекс мероприятий для правильной и продуктивной его организации. Очень важное место в этом занимает проблема охраны здоровья детей. Большую часть внимания педагогический коллектив уделяет, конечно, собственно образовательному процессу. Подчас охрана здоровья занимает одно из последних мест. Именно поэтому данная тема представляется одной из важнейших. Правильная диагностика состояния здоровья поможет избежать множества проблем в процессе обучения школьников.

Медиками школы совместно с группой школьных психологов и педагогов осуществляется мониторинг состояния физического и психоневрологического здоровья всех учащихся школы, оказывается помощь в организации оптимального учебно-воспитательного процесса, отслеживается объём учебной нагрузки, домашних заданий, принимается участие в составлении расписания уроков, в разработке режима дня, учитывая возрастные и индивидуальные особенности организма детей и подростков. Именно такое содержание вкладывается в лекцию на тему "Место диагностики в реализации валеологического подхода при организации образовательного процесса в массовой школе".

()

 

 

«Гора «Тип-Тяв» - новый проект Учебного центра, победивший в конкурсе грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества.

Проект направлен на сохранение уникального природного объекта - горы «Тип-Тяв»

 
Подробности>>>


Фонд Арконик

  Национальный парк "Самарская Лука"

  Waste.ru - Торговая площадка, каталог предприятий

 

  © Учебный центр ЭиБЖ. 2005-2017